Блок схема с формулами

Блок схема с формулами

Блок-схемой будем называть такое графическое представление алгоритма, когда отдельные действия (или команды) представляются в виде геометрических фигур – блоков. Внутри блоков указывается информация о действиях, подлежащих выполнению. Связь между блоками изображают с помощью линий, называемых линиями связи, обозначающих передачу управления.

Существует Государственный стандарт, определяющий правила создания блок-схем. Конфигурация блоков, а также порядок графического оформления блок-схем регламентированы ГОСТ 19.701-90 "Схемы алгоритмов и программ". В табл. 2.1 приведены обозначения некоторых элементов, которых будет вполне достаточно для изображения алгоритмов при выполнении студенческих работ.

Правила составления блок-схем:

Каждая блок-схема должна иметь блок «Начало» и один блок «Конец».

«Начало» должно быть соединено с блоком «Конец» линиями потока по каждой из имеющихся на блок-схеме ветвей.

В блок-схеме не должно быть блоков, кроме блока «Конец», из которых не выходит линия потока, равно как и блоков, из которых управление передается «в никуда».

Блоки должны быть пронумерованы. Нумерация блоков осуществляется сверху вниз и слева направо, номер блока ставится вверху слева, в разрыве его начертания.

Блоки связываются между собой линиями потока, определяющими последовательность выполнения блоков. Линии потоков должны идти параллельно границам листа. Если линии идут справа налево или снизу вверх, то стрелки в конце линии обязательны, в противном случае их можно не ставить.

По отношению к блокам линии могут быть входящими и выходящими. Одна и та же линия потока является выходящей для одного блока и входящей для другого.

От блока «Начало» в отличие от всех остальных блоков линия потока только выходит, так как этот блок – первый в блок-схеме.

Блок «Конец» имеет только вход, так как это последний блок в блок-схеме.

Для простоты чтения желательно, чтобы линия потока входила в блок «Процесс» сверху, а выходила снизу.

Чтобы не загромождать блок-схему сложными пересекающимися линиями, линии потока можно разрывать. При этом в месте разрыва ставятся соединители, внутри которых указываются номера соединяемых блоков. В блок-схеме не должно быть разрывов, не помеченных соединителями.

Чтобы не загромождать блок, можно информацию о данных, об обозначениях переменных и т.п. размещать в комментариях к блоку.

Начало/Конец программы или подпрограммы

Обработка данных (вычислительное действие или последовательность вычислительных действий)

Ветвление, выбор, проверка условия. В блоке указывается условие или вопрос, который определяет дальнейшее направление выполнения алгоритма

Заголовок счетного цикла

Обращение к процедуре

Маркировка разрыва линии потока

Используется для размещения пояснений к действиям

Горизонтальные и вертикальные потоки

Линии связей между блоками, направление потоков

Тип алгоритма определяется характером решаемой в соответствии с его командами задачи. Различают три типа алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические.

Линейный алгоритм состоит из упорядоченной последовательности действий, не зависящей от значений исходных данных, при этом каждая команда выполняется только один раз строго после той команды, которая ей предшествует.

Таким, например, является алгоритм вычисления по простейшим безальтернативным формулам, не имеющий ограничений на значения входящих в эти формулы переменных. Как правило, линейные процессы являются составной частью более сложного алгоритма.

Разветвляющимися называются алгоритмы, в которых в зависимости от значения какого-то выражения или от выполнения некоторого логического условия дальнейшие действия могут производиться по одному из нескольких направлений.

Каждое из возможных направлений дальнейших действий называется ветвью.

В блок-схемах разветвление реализуется специальным блоком «Решение». Этот блок предусматривает возможность двух выходов. В самом блоке «Решение» записывается логическое условие, от выполнения которого зависят дальнейшие действия.

Различают несколько видов разветвляющихся алгоритмов.

1. «Обход» – такое разветвление, когда одна из ветвей не содержит ни одного оператора, т.е. как бы обходит несколько действий другой ветви.

2. «Разветвление» – такой тип разветвления, когда в каждой из ветвей содержится некоторый набор действий.

3. «Множественный выбор» – особый тип разветвления, когда каждая из нескольких ветвей содержит некоторый набор действий. Выбор направления зависит от значения некоторого выражения.

Циклические алгоритмы применяются в тех случаях, когда требуется реализовать многократно повторяющиеся однотипные вычисления. Цикл – это последовательность действий, которая может выполняться многократно, т.е. более одного раза.

циклы с известным числом повторений (или со счетчиком);

циклы с неизвестным числом повторений (циклы с предусловием и циклы с постусловием).

В любом цикле должна быть переменная, которая управляет выходом из цикла, т.е. определяет число повторений цикла.

Последовательность действий, которая должна выполняться на каждом шаге цикла (т.е. при каждом повторении цикла), называется телом цикла или рабочей частью цикла.

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Читайте также:  Как вытащить клавиатуру на экран компьютера

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal :

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Здесь понятней чем в школе.

мля… прикиньте, я узнал про этот сайт только ПОСЛЕ того как сделал программу с условием, узнавая все в инструкции

Ребята , вопрос на засыпку, как заставить «,» (введенную пользователем в числе) заменить на «.» внутри программы, что бы не вылетало юхни с ошибкой.

Взять строку введенную пользователем, заменить «,» на «.».
Если совсем гуглить не умеете, то вам сюда — http://www.cyberforum.ru/pascal/thread190664.html

>> скорость машины не обязательно круглое число!

Нет такого понятия, как «круглое число».

Обе ваши блок-схемы не соответствуют ГОСТу (сдать такие на курсовой проект не получится). ГОСТ определяет блоки начала и конца, как «прямоугольник со скругленными краями», а не «скругленными углами».

>> умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Большинство программистов так не считает. Кроме того, попробуйте поспрашивать у программистов «когда они последний раз составляли блок-схему?» — окажется что в ВУЗе (когда с них зачем-то сдирали знание ГОСТа).

>> так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Очень сложное, долгое и бесполезное занятие. Для хоть сколько-нибудь большой программы (в тысячу строк хотя бы, как курсак) блок-схемы будут огромные и их будут десятки. А что делать если они перестают соответствовать коду? — вот даже в вашей первой задаче надо будет добавить проверку, что юзер не ввел отрицательные значения сторон, что делать? — исправления кода займут 1 минуту, а исправление блок-схем 10 минут, и зачем тогда этим заниматься?

Программист не должен писать блок-схемы (он их должен читать и понимать и при необходимости исправлять). Блок-схемы это графический язык общения, который понимает как программист, так и не программист. Чтобы пользователь не общался с программистом своими «хотелками», типа я хочу, чтобы вот это правильно считалось, и это число складывалось с этим, а потом выводилось сюда (или вообще говорил — хочу что бы работало), а рисовал все в виде блок-схем с четким алгоритмом. Тогда по идее у программиста будет понимание того, что от него хотят (и он через пять минут не забудет все что ему сказали). Либо, когда общаются два программиста пишущих на разных языках программирования (LISP и Java) и одному нужно объяснить как работает его код, что бы другой переписал его на другом языке.
Как объяснить преподавателю как работает программа, если преподаватель не знает языка программирования на котором написана ваша программа? Или как преподавателю объяснить алгоритм задачи студентам пишущим и реализующим этот алгоритм или программу на разных языках программирования? Нужен какой-то универсальный язык общения и обычно это просто текст «что нужно сделать» на русском языке, а не намного облегчающая жизнь программиста блок-схема.
Вам могут сказать — сделай модуль авторизации (ты же знаешь как, ну как всегда и как везде), а могут нарисовать блок-схему модуля авторизации с учетом всех пожеланий, типа того, что пароль должен содержать не менее 6 символов и что нужно делать в противном случае т.д. То есть блок схему должен уметь рисовать тот кто ставит задачу, а не программист. Либо программист (архитектор либо менеджер проекта), который ставит задачу другим программистам.

Читайте также:  Rustclient exe ошибка приложения инструкция по адресу

Вы слишком придирчивы, серьезно (я говорю про последние два пункта). Понятно, что статья (как почти и весь сайт) написана почти только для школьников, которым об этом твердят в школе. Здесь же им просто объясняют те вещи, которые они на учебе недопоняли

Блок схемы всей программы могут не понадобиться. Это же тонны бумаги и много времени. И да, они устаревают и актуализировать их трудоёмко.
Но при обсуждении новых вариантов решения задачи с другими программистами удобно оперировать блоками с криво-косо нарисованными краями и линиями. Начертил на бумаге или доске и все понятно.
На практике я встречал фотографии доски с блок-схемами, прикреплённые к задачам в Jira.
Не по ГОСТу 🙂

Спасибо, теперь я напишу программу, которая делает код по блок схеме и наоборот

program Logarifm;
Var
X,y,z:real;
function Lgrfm(A,B:Real):Real;
var
Osn:Real;
begin
Osn:=ln(A)/ln(B);
Lgrfm:=Osn;
end;
begin
Write(‘Введите X = ‘);
ReadLn(X);
Write(‘Введите Y = ‘);
ReadLn(Y);
Z:=Lgrfm(X,2)+Lgrfm(Y,3);
WriteLn(‘Z = ‘,Z:10:3);
ReadLn;
end.

Отличный сайт, мне все нравится все понятно и четко, нашел нужные программы.

В блок-схемах начало и конец алгоритма обозначаются не прямоугольником со скруглёнными краями, а овалом!

Ребята, что сделали сайт молодцы)) Оч полезная инфа, что нужно поправить, чтобы сайт стал еще лучше:
1) мне не хватает структуры уроков порядковой (или хотябы под уроками чтобы была ссылка на следующий), поэтому приходится на другие уроки искать ссылки по сайту и в контексте уроков;
2)нет описания функций используемых в примерах (по крайней мере, возможно по причине отсутствия структуры, я их не нашел), поэтому беру на сторонних ресурсах описания таких функций как dec() inc() sqr() odd().
А вообще как я понял сайт составлялся школьниками «на коленках», поэтому я не придираюсь, а просто говорю им спасибо за их труд. Желаю успехов.

Любые данные, будь то бытовое планирование на месяц, техническая инструкция или план работы по проекту, должны быть понятными и систематизированными. Не всё можно представить в виде простого текстового описания, списка или рисунка. Поможет в визуализации блок-схема, называемая также флоучартом.

Создать блок-схемы, флоучарты и майндмэпы помогут и простые текстовые и графические редакторы. Но в ряде случаев гораздо удобнее воспользоваться онлайн-сервисами. Во-первых, не нужно засорять память устройства, во-вторых, онлайн-приложения позволяют работать не в одиночку, а командой.

Собрали 15 онлайн-сервисов для создания и редактирования блок-схем.

Draw.io

Самый популярный онлайн-сервис для создания блок-схем. Он бесплатный и обладает хорошим набором инструментов и функций, позволяющих создавать организационные диаграммы, блок-схемы (флоучарты), сетевые диаграммы, UML, принципиальные электросхемы. У сервиса есть 5 готовых шаблонов блок-схем. Понятный интерфейс, поддерживает виртуальные хранилища – Google Drive, OneDrive и DropBox, что даёт возможности нескольким пользователям совместно работать над проектом. Сохранить проект можно в форматах JPG, PNG, SVG, PDF, HTML, XML, можно импортировать файлы в VSDX, и сохранять в собственные форматы других сервисов – Lucidchart и Gliffy.

Для большинства пользователей набора его опций хватает. Тем, кому нужны более широкие возможности, стоит рассмотреть другие варианты.

Wireflow

Этот сервис ориентирован, прежде всего, на веб-разработчиков и дизайнеров, он позволяет проектировать каркасы сайтов и пользовательские потоки. Wireflow прост в управлении, имеет обширную библиотеку элементов, несколько вариантов шаблонов блок-схем. К сожалению, сохранить готовый результат можно только в JPG, что доставляет некоторые неудобства. Но это приложение бесплатно, и со своими задачами оно справляется.

Microsoft Visio

Говоря о блок-схемах, нельзя не вспомнить про Visio. Этот продукт Microsoft создан специально для проработки блок-схем, организационных диаграмм, карт процессов. Кроме этого, с помощью него можно создавать планы зданий и помещений, схемы и инженерные проекты. Вы можете спросить, какое отношение он имеет к онлайн-сервисам. Сама по себе программа Visio – для ПК, но она предусматривает возможность совместной одновременной работы онлайн в Office 365. Блок-схемы в этой системе связаны с базовыми исходными данными таким образом, что обновляются при изменении этих самых данных.

Lucidchart

Для тех, кого по каким-то причинам не устраивает Visio, есть вариант, являющийся полноценной его заменой в области создания диаграмм и флоучартов. В приложении есть множество элементов, шаблоны для создания блок-схем и диаграмм (впрочем, можно обойтись без них и создать схему с нуля), в платной версии их ещё больше. Интерфейс приложения интуитивно понятен и прост, с ним разберётся даже начинающий пользователь. Для работы необходим только выход в интернет, есть возможность командной работы (хотя и с ограничениями для бесплатных аккаунтов). Сервис поддерживает импорт файлов Visio (VSDX), Amazon Web Service (AWS) и Omnigraffle, а сохраняет результаты в JPG,PNG, SVG, PDF и Visio. Кроме того, есть приятная возможность сохранять промежуточные версии на облачном сервере.

Бесплатная версия Lucidchart функциональна, но если не хватает расширений – можно оплатить подписку. В их числе: больший объём виртуального хранилища, возможность создания неограниченного количества проектов, добавления ссылок на данные. Стоит платная версия от $5,95 до $20 в месяц.

Читайте также:  Метод продолжения по параметру

Cacoo

Cacoo – похожий на Lucidchart сервис, но более специализированный под блок-схемы. Здесь нет лишнего, зато есть множество шаблонов, форм и стрелок на любой вкус. Приложение удобно в управлении, в нём очень хорошо реализованы возможности для командной работы – ведь именно для этого оно и задумывалось. Можно заниматься проектом в режиме реал-тайм, видеть, кто в данный момент работает. Есть чат для обсуждения.

Сервис платный. Стоимость месяца работы в зависимости от тарифа варьируется от $4,95 до $18. Первые 14 дней можно пользоваться бесплатно.

Google Docs

Когда речь заходит о Google Docs, то, наверное, уместнее будет спросить, что же НЕ может этот сервис. Блок-схемы тоже не стали исключениями – их можно создавать в Гугл Документах при помощи функции Google Drawings. Набор функций тут стандартный, управление простое, разобраться с ним легко. Так как сервисы Гугла связаны с Google Диском, то возможность командной работы подразумевается сама собой. Просто создайте проект и отправьте ссылку на него другим участникам, открыв доступ для редактирования. Сохранить результат можно как файл рисунка или SVG, а также опубликовать в сети.

Сервис бесплатный, однако есть ограничения – вам будет доступно всего 15 ГБ на Диске.

Gliffy

Нужно что-то попроще? Тогда Gliffy – это для вас. Приложение не может похвастаться огромным набором функций, но зато в нём есть много шаблонов, оно простое и быстрое. Работает в режиме офлайн. Командная работа поддерживается, вы можете обмениваться своими наработками с коллегами.

Однопользовательская версия стоит $7,99, для команды – $4,99 за каждого пользователя.

Textographo

Необычный и уникальный сервис, где блок-схемы создаются при помощи текста. Вам не придётся перетаскивать блоки и стрелки, просто наберите текст, используя специальный синтаксис – ключевые слова, хештеги, маркировку. А программа сама построит графическую схему – флоучарт, диаграмму, карту разметки. Коллективная работа поддерживается, все данные сохраняются в облаке.

Сервис платный. Версия Essentials стоит $8, а Premium – от $14 в месяц.

OmniGraffle

Этот инструмент предназначен специально для MacOS и iOS. Его возможности не ограничиваются простым созданием и редактированием флоучартов, ещё сервис может работать с векторной графикой (например, преобразовывать линии в кривые Безье). Есть возможность вводить команды и редактировать данные с клавиатуры. Продвинутые пользователи могут автоматизировать работу сервиса с помощью JavaScript.

Тарифы сервиса бьют по карманцам – от $50 до $250. Первые 14 дней – бесплатно.

SmartDraw

Аналог Visio, подходящий как для онлайн-использования, так и для установки на компьютер под управлением Windows и MacOS. Как и в продукте от Microsoft, здесь можно создавать простые блок-схемы, диаграммы, сложные поэтажные планы зданий. Как и во всех программах подобного типа, есть шаблоны, и здесь их немало – несколько десятков. Сервис обладает мощным функционалом и при этом он прост в управлении.

Стоимость использования сервиса – $15 в месяц.

Creately

Очень гибко настраиваемый сервис с сотнями шаблонов и тысячами примеров от самих пользователей. Диаграммы, графики, блок-схемы – здесь найдутся образцы для всего. Кроме прочего, многие элементы «умные» и сами подстраиваются под общий стиль блок-схемы или диаграммы, даже под цветовую гамму. Работать над проектом можно командой в реальном времени, есть возможность комментирования, просмотра истории изменений. Интеграция с Chrome и GSuite тоже является несомненным плюсом.

Работать с Creately можно не только через браузер, есть приложения на ПК и смартфон. Стоимость лицензии – $5 в месяц или $75 бессрочно с каждого пользователя. Но это того стоит.

Mindomo

А этот сервис создан специально для образовательных программ, чтобы, во-первых, преподносить информацию наглядно, а во-вторых, научить студентов структурировать её в блок-схемы (mind map). Помогут в создании схем шаблоны и образцы. Кроме того, можно искать в сети изображения и вставлять их в проект буквально за пару кликов. Есть возможность командной работы и просмотра истории изменений, добавления коротких видео и записи голосовых сообщений.

Сервис интегрирован с GSuite, Google Диском, Office 365, а также с системами управления обучением – Canvas, Blackboard, Schoology, Moodle.

Canva

Простой, понятный сервис для создания красивых блок-схем. Набор функций мало отличается от всех вышеперечисленных вариантов, однако Canva может похвастаться возможностью настройки внешнего вида. Фон страницы, шрифт и цвет текстов, добавление изображений – собственных или из огромной библиотеки. Есть даже встроенный фоторедактор. Разумеется, здесь есть и поддержка командной работы. Для работы с мобильных устройств есть приложения как для iOS, так и для Android. Сохранение проектов – в формат PDF.

Сервис бесплатен, но есть премиум-элементы (фото и векторные изображения), они стоят $1 за штуку.

Mindmeister

Сервис для создания ментальных карт и диаграмм. У него неплохой функционал, хорошо реализованные возможности командной работы – поддержка мобильной версии, чат и комментирование. Можно добавлять ссылки, изображения и видео, вставлять созданные файлы в свой блог или сайт, просматривать историю изменений, создавать из проекта презентации и слайд-шоу, есть даже функция рисования. Сохранять можно в PNG, PDF, а также программу Word. Сервис интегрируется с приложениями Гугла.

Имеется бесплатный тариф с 3 проектами карт, но есть и платные версии – от $36 за полгода, с более широкими возможностями.

MindMup

Бесплатный редактор схем и диаграмм со стандартным набором функций. У него есть возможность командной работы с настройками доступа, можно добавлять файлы и следить за историей. Но в приложении отсутствуют шаблоны, нет режима презентации и добавления эффектов. Кроме того, невозможно резервное копирование.

Ссылка на основную публикацию
Автовизуализация samsung что это
Страница 28 Черный тон (Выкл. / Темный / Темнее / Самый темный): выбор уровня черного для настройки Автоконтраст (Выкл. /...
Strchr c как работает
Пример Функция strchr Поиск символов Функция strrev Обращение строк Пример Функция strupr Пример Функция strlwr Прототип функции strlwr: char* strlwr...
Sweet home 3d как покрасить стены
Представьте, что Вы затеяли ремонт, и очень хочется узнать, а как будет выглядеть конечный результат? Как раз в этом поможет...
Автозапись звонков для айфон
Мобильные телефоны, предназначенные ранее только для разговоров, отправки смс, теперь широко используется для других функций. На IPhone большое количество приложений,...
Adblock detector